Федерация спортивного туризма России

до переименования – Туристско-спортивный союз России

  • Новости
  • Структура организации спортивного туризма
  • Официальные обращения в органы государственной власти |Основополагающие документы | Единый календарь | Спортивные походы и путешествия | Соревнования по туристскому многоборью | Подготовка туристских кадров |Люди спортивного туризма| Пропаганда и Агитация | Конкурс видеофильмов | Фотовыставка | Коммерческие спортивные туры| Журнал "Турист"| Снаряжение

  • Общий раздел
  • Пешеходный туризм
  • Лыжный туризм
  • Горный туризм
  • Водный туризм
  • Велосипедный туризм
  • Автомото туризм
  • Спелео туризм
  • Парусный туризм
  • Конный туризм
  • Комбинированный туризм
  • Инвалидный туризм
  • ПСР
  • Детский и юношеский туризм
  • Студенческий туризм
  • Молодежный туризм
  • МФСТ
  • Форумы
  • Наши координаты
  • Квитанции оплаты
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Текущий подраздел :  Конный туризм /

     
    14.12.2004

    Единая Всероссийская Спортивную Классификация Туристских Маршрутов (ЕВСКТМ)
    (Категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов).

    Извлечение...


    1.7. Требования к категорийным маршрутам по протяженности и продолжительности приведены в таблице 2. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода.
    Таблица 2
    Требования к категорийным маршрутам по протяжённости и продолжительности

    Виды туризма и

    характеристики маршрутов

    Категории сложности походов

    I

    II

    III

    IV

    V

    VI

    Продолжительность марш­рута в днях (не менее)

    6

    8

    10

    13

    16

    20

    Протяженность маршрута в км (не менее):

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Конно-верховой  вьючный  (без сопровождения)

    100

    140

    180

    220

    260

    300


    1.8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.

    1.9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

    1.10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов).
    Радиальным выходом в походе считается небольшой относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.

    1.11. Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.
    В случаях связки участков маршрута (рек, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой.
    К.с. такого маршрута определяется исходя из минимально необходимого количества ОП для данной к.с. данного вида туризма, а также с учетом ОФ туристского района (при этом количество ОП препятствий может быть увеличено по сравнению с тем, которое приведено в ПЭМ для соответствующего региона).
    Категория сложности такого маршрута определяется минимально необходимым количеством определяющих препятствий соответствующей категории трудности с учетом ОФ, например географического региона.

    1.12. Если у МКК, выпускающей группу, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV к. сл.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета. Если выпускающая МКК не имеет соответствующих полномочий выпуска на данный маршрут, то документы отправляются в вышестоящую МКК.

    1.13. При выпуске на маршруты, включающие участки первопрохождений, к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования по опыту, а категория сложности маршрута оценивается после рассмотрения отчета, при этом категория сложности в отдельных случаях может быть увеличена на единицу.

    1.14. При выпуске на маршрут учитывается опыт прохождения категорированных ЛП, пройденных в комбинированных маршрутах.


    2. Видовые классификационные требования

    ----
    2.9. Конный туризм и упряжной туризм


    В положении о награждении значком LТурист России¦ касаемо конных походов следует понимать так: Значком LТурист России¦ награждаются туристы, достигшие 12-летнего возраста, участвовавшие в течение года в одном или нескольких туристских походах суммарной продолжительностью не менее 5 дней и общей протяженностью не менее: 75 километров конно-верховых (вьючных) маршрутах без сопровождения; не менее 100 километров на конно-верховых маршрутов с сопровождением (кроме автосопровождения); либо не менее 150 километров конных маршрутах с автосопровождением и овладевшие основами туризма.

    Конный туризм - путешествие на лошадях верхом или в экипажах, с сопровождением или без него.

    Конно-верховой (вьючный) v маршрут, при котором снаряжение и провиант на маршруте перевозятся во вьюках или переметных сумках, притороченных к седлу туриста, при этом общее количество лошадей равно количеству участников.

    Конно-верховой с сопровождением v маршрут, предполагает, что снаряжение и провиант на маршруте перевозятся посредством дополнительных вьючных или упряжных лошадей (причем количество упряжных лошадей должно быть не более одной на пять верховых), а также автотранспортных средств.

    Конно-упряжной v маршрут, при котором туристы, снаряжение и провиант находятся в телеге, экипаже, кибитке и т.п. без использования верховых лошадей.

    2.9.1. За основу категорирования принят конно-верховой (вьючный) маршрут смотри таблицу 2 LТребования к категорийным маршрутам по протяжённости и продолжительности¦ (см выше)

    2.9.2. Категория спортивного конно-верхового маршрута определяется согласно LМетодики категорирования конных маршрутов¦ смотри приложение 7.

    2.9.3. Данная методика распространяется и на спортивные походы, совершенные с использованием пони, верблюдов, ослов, оленей, яков, и других видов животных.
    -
    -
    -

    Приложение 7
    Методики категорирования конных маршрутов

    Категория спортивного конно-верхового маршрута определяется набором локальных препятствий, способом перевозки необходимого груза (снаряжения и провианта) и туристов, выполнения требований по интенсивности маршрута и общей протяженности маршрута.

    Для зачета похода необходимо пройти всей группой не менее двух локальных препятствий заявляемой категории сложности (выбираются по таблицы ¦2 данной методики) и двух локальных препятствий предыдущей категории сложности.

    При защите маршрута в МКК локальные препятствия считаются пройденные, если в МКК представлены фотографии прохождения данных участков группой или ее частью.

    Продолжительности похода по дням и количество километров должно удовлетворять пунктам 1.7 - 1 .14 LОбщих положений и требований ЕВСКТМ¦ и показатель интенсивности маршрута должен быть равен или больше приведенного в таблице 1 данной методики.

    Интенсивность маршрута определяется среднесуточной скоростью передвижения группы на маршруте.

    ИМ = ПМ / ЗП
    где ИМ v интенсивность маршрута
    ПМ v Продолжительность маршрута (в км), пройденная активным способом
    ЗП v Зачетная продолжительность похода (в днях).

    ЗП = ПП - Д
    где ПП v Продолжительность похода, фактическая
    Д v количество дневок. Для походов I v III категории сложности равно 1,
    Для походов IV v VI категории сложности равно 2.

    Поход может считаться спортивным, если показатель интенсивности не ниже указанный в таблице 1 данной методике.

    Маршрут
    (Коэффициент автономности)

    Категория сложности
    похода

    Минимальное количество 
    км

    Минимальная интенсивность маршрута

    Конно-верховой (вьючный)
                        ( 1 )

    I

    100

    15

    II

    140

    17

    III

    180

    17

    IV

    220

    17

    V

    260

    16

    VI

    300

    15

    Конно-верховой с  сопровождением

    Вьючная лошадь(-и)

             ( * 1,2)

    I

    120

    18

    II

    168

    20,4

    III

    216

    20,4

    IV

    264

    20,4

    V

    312

    19,2

    VI

    360

    18

    Упряжная лошадь
             (  * 1,5)

    I

    150

    22,5

    II

    210

    25,5

    III

    270

    25,5

    IV

    330

    25,5

    V

    390

    24

    VI

    450

    22,5

    Автотранспортом
             ( * 2)

    I

    200

    30

    II

    280

    34

    III

    360

    34

    IV

    440

    34

    V

    520

    32

    VI

    600

    30

    Упряжной поход
               ( 1,7)

    I

    170

    26

    II

    238

    30

    III

    306

    30



    Конно-верховые маршруты с сопровождением

    Для конно-верховых маршрутов с сопровождением въючной лошадью (-ми), т.е. участники едут на своих лошадях, а продукты и снаряжение на дополнительной лошади, километраж и интенсивность маршрута следует умножать на коэффициент 1,2

    Для конно-верховых маршрутов с сопровождением упряжной лошадью (когда туристы едут верхом на лошадях, а снаряжение и продукты едут на телегах, фаэтонах, санях, кибитках и т.п., при этом упряжная лошадь должна ехать за группой) километраж и интенсивность маршрута следует умножать на коэффициентом 1,5.

    Если упряжная лошадь движется по объездной дороге и не проходит препятствия, которые проходят лошади с туристами, то коэффициент будет совпадать с походом с автосопровождением.

    Для конно-верховых маршрутов с сопровождением автотранспорта (когда туристы едут верхом, а снаряжение и продукты перевозятся автотранспортом от стоянки до стоянки. Поход зачитывается только туристам которые ехали верхом на лошади. Километраж и интенсивность такого маршрута следует умножать на 2.

    Локальные препятствия

    Таблица ¦2

    Участки местности

    К.С.

    похода

    Характеристика локального препятствия

    1. Дорожное покрытие

    I

    Грунтовая дорога, используемая лесовозная дорога, тракторная дорога с протяженностью участка не менее 20 км и крутизной не более 15 ¦

    II

    Заброшенная дорога, зимник летом, каменная дорога,  протяженность не менее 20 км и крутизной не более 15 ¦

    III

    Хорошо утоптанные скотопрогонные тропы, трудно проходимое бездорожье протяженность не менее 20 км и крутизной не более 15 ¦

    IV

    Горные тропы с выступающими частями скального массива, прерывающиеся скотопрогонные тропы с протяженностью не менее 20 км и крутизной более 15 ¦

    2. Растительные участки

    I

    Участки леса, лугов, полей протяженностью не менее 20 км, проходятся по тропам, просекам или легко без них. Не требует выбора маршрута движения.

    II

    Участки леса протяженностью не менее 20 км проходятся по тропам или без них. На непродолжительных участках требуют выбора маршрута движения.

    III

    Участки леса протяженностью не менее 10 км с наличием густозаросших участков и трудно проходимого подлеска. Склоны крутизной до 20 ¦

    IV

    Склоны крутизной не менее 20 ¦ протяженностью не менее 1 км со скрытыми  в траве неровностями, углублениями, камнями.

    V

    Движение по лесному участку протяжённостью не менее 10 км с наличием многочисленных участков завалов, буреломов, глубокого мшаника и т.д.

    VI

    Движение по лесу с наличием продолжительных участков кедрового или березового стланика, бамбука, гари, при наличии сильно пересеченной местности  протяжённостью не менее 10 км

    3. Болотистые участки

    I

    Непродолжительные болотистые участки, разливы рек до 50 м участки глубиной не более 0,4 м

    II

    Не вязкие заболоченные участки протяженностью до 100 м глубиной не более 0,6 м

    III

    Непродолжительные вязкие до 50 м заболоченные участки глубиной до 0,4 м

    IV

    Вязкие заболоченные участки протяженностью более 50 м требуется обязательная предварительная развертка маршрута.

    4. Осыпи, морены, курумы

    II

    Непродолжительные, до 200 м, осыпные участки осыпей, морен проходятся по хорошей тропе с небольшим скоплениями камней и крутизной склона до 10.¦

    III

    Непродолжительные, до 500 м, осыпные участки осыпей, морен проходятся по тропе с небольшим скоплениями камней и крутизной склона до 20.¦

    IV

    Небольшие скопления камней, мелкая осыпь протяженностью менее 500 м и крутизной склона до 30 ¦. Короткие участки с Lживой осыпью¦

    V

    Продолжительные участки со скоплениями камней, мелкой осыпью протяженностью не менее 500 м и крутизной склона до 30 ¦. Короткие участки с Lживой осыпью¦

    VI

    Продолжительные более 500 метров осыпные склоны с участками Lживых¦ камней, требующие предварительного выбора варианта прохождения.

    5. Перевалы

    I

    Н/к перевалы среднегорья, движение по дорогам, ярко выраженным тропам с крутизной взлета не более 20 ¦ и длиной не более 500 м

    II

    Н/К перевал по классификатору перевалов, движение по дорогам, ярко выраженным тропам с крутизной взлета не более 20 ¦ и длиной не более 500 м

    III

    Н/К перевал по классификатору перевалов, с большим перепадом высот, движение без троп с крутизной перевального взлета до 30 ¦ на подъем и 20 ¦ на спуск и длиной не менее 1000 м.

    IV

    1А перевал по классификатору перевалов. Простые, осыпные, снежные склоны крутизной до  20 ¦ со стороны подъема, пологие (до 15 ¦) ледники без трещин, с хорошими тропами на подходе и на подъеме и спуске.

    V

    1А перевал с осыпными склонами, движение без троп и с большой продолжительностью перевального взлета, 1Б перевал по классификатору перевалов,  несложные, протяженные снежные и осыпные склоны крутизной до 30 ¦, пологие протяженные участки льда с наличием тропы, серпантина.

    VI

    1Б перевал по классификатору перевалов, протяженные снежные и осыпные склоны крутизной до 30 ¦, протяженные участки льда, обычно прикрытые снегом требующие предварительного выбора варианта прохождения.

    6. Траверсы  гребня, хребтов.

    I

    Движение по лесистому, травянистому гребню крутизной до 20 ¦ по хорошей тропе, протяженностью не менее 500 м.

    II

    Движение по лесистому, травянистому гребню крутизной до 20 ¦ без тропы или по звериным тропам, протяженностью не менее 500 м.

    III

    Движение по лесистому, травянистому, осыпному гребню крутизной до 20 ¦ по  тропе, протяженностью не менее 1000 м.

    IV

    Движение по мокрому травянистому или по осыпному, снежному, фирновому гребню крутизной до 10 ¦ по  разнотропью или легко без тропы, протяженностью не менее 1000 м.

    V

    Движение по осыпному, снежному, фирновому гребню  без троп крутизной до 20 ¦, протяженностью не менее 1000 м.

    VI

    Движение по осыпному, снежному, фирновому гребню  без троп крутизной более 20 ¦, протяженностью более 1000 м.

    7. Каньоны, прижимы

    III

    Движение по тропам или легко без них в каньонах. Длина пути вдоль каньоне или вдоль прижима  более 500 м.

    IV

    Движение по песку, гальке, траве, осыпям, неглубокому снегу. Длина пути в каньоне или вдоль прижима не менее 500 м

    V

    Движение по песку, гальке, осыпям, глубокому снегу, наледи, воде крутизной склона до 20 ¦. Длина пути в каньоне или вдоль прижима не менее 500 м

    VI

    Движение по песку, гальке, осыпям, глубокому снегу, наледи, воде крутизной склона более 20 ¦. Длина пути в каньоне или вдоль прижима не менее 500 м

    8. Песчаные участки

    I

    Отдельные гряды или лунки песков протяжённостью не менее 100 м

    II

    Сплошные участки ровных песков протяжённостью не менее 500 м

    III

    Сплошные пески с дюнами, грядами, барханами протяжённостью не менее 1 км

    IV

    Сплошные пески с дюнами, грядами, барханами протяжённостью не менее 2 км

    V

    Сплошные пески с дюнами, грядами, барханами протяжённостью не менее 5 км

    VI

    Сплошные пески с дюнами, грядами, барханами протяжённостью не менее 10 км

    9.  Снежные участки

    I

    Движение по снежному покрову или легко по тропе, дороге протяжённостью не менее 10 км и глубиной до поверхности земли до 20 см

    II

    Движение по снежному покрову, лестным, открытым участкам без троп протяжённостью не менее 1 км глубиной до 20 см

    III

    Движение по снежному покрову, лестным, открытым участкам без троп протяжённостью не менее 1 км глубиной от 20 до 40 см

    IV

    Движение по раскисшему или неплотному снежному покрову протяжённостью не менее 1 км глубиной до 0,4 м

    V

    Движение по раскисшему или неплотному снежному покрову протяжённостью не менее 1 км глубиной до поверхности земли или глубиной не более 0,6 м

    VI

     Движение по раскисшему или плотному снежному покрову протяжённостью более 1 км глубиной более 0,6 м

    10. Ледовые участки, Ледники крутизной не более 15 ¦

    I

    Ровные участки льда протяжённостью менее 500 м, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной не менее 20 см

    II

    Ровные участки льда протяжённостью не менее 500 м, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной не менее 20 см

    III

    Ровные участки льда протяжённостью менее 1 км с шероховатой поверхностью, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной не менее 10 см

    IV

    Наклонные участки льда до 15¦ и протяжённостью менее 500 м, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной менее 20 см

    V

    Наклонные участки льда до 15¦ и протяжённостью не менее 500 м, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной менее 20 см

    VI

    Наклонные участки льда  более 15¦ и протяжённостью не менее 1000 м с возможными трещинами, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной менее 20 см или не прикрытый вовсе.  Требует предварительный просмотр маршрута.

    11. Водные участки, переправы

    I

    Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 1 м/с) или небольшие водные участки по существующим бродам, глубиной до 0,4 м, переходы вброд при ширине потока не более 5 м

    II

    Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 1 м/с) или небольшие водные участки по существующим бродам, глубиной до 0,4 м, переходы вброд при ширине потока более 5 м

    III

    Переправы через реки со скоростью течения не менее 1,5 м/с или небольшие водные, глубиной до 0,6 м, переходы вброд при ширине потока не менее 10 м

    IV

    Переправы через реки со скоростью течения не менее 1,5 м/с, глубиной до 0,8 м, переходы вброд при ширине потока от 10 до 20 м

    V

    Переправы через реки со скоростью течения не более 2 м/с, глубиной до 1 м, переходы вброд при ширине потока более 10 м

    V

    Переправы вплавь через реки с большой скоростью течения  (более 2м/с) глубиной более 1 м и без обозначенных бродов.


    Согласовано:
    Председатель Конной МКК ТССР Геннадий Семин
    Сопредседатель Конной МКК ТССР Валерий Говор
    Сибирский отдел ТССР Олег Жигарев
    Облспорттуркомитет (Оренбург) Светлана Ковальчук
    Московское отделение Конной МКК ТССР Юлия Чикунова

    Данная методика разработана, как финальная версия, но если Вы обнаружите ошибки или у Вас появятся предложения по изменению или дополнению каких-либо разделов, то Ваши предложения необходимо направлять в ЦМКК по адресу: 127282, Москва, Студеный проезд, д. 7, Туристско-Спортивный Союз России для Геннадия Семина, или по e-mail-у: aaz@clubato.ru .

    Все Ваши дополнения будут учтены, если они поступят до 30 января 2005 года.



    Файлы к материалу:
       


    Написать администратору
    webmaster@tssr.ru
    Rambler's Top100