Федерация спортивного туризма России

до переименования – Туристско-спортивный союз России

  • Новости
  • Структура организации спортивного туризма
  • Официальные обращения в органы государственной власти |Основополагающие документы | Единый календарь | Спортивные походы и путешествия | Соревнования по туристскому многоборью | Подготовка туристских кадров |Люди спортивного туризма| Пропаганда и Агитация | Конкурс видеофильмов | Фотовыставка | Коммерческие спортивные туры| Журнал "Турист"| Снаряжение

  • Общий раздел
  • Пешеходный туризм
  • Лыжный туризм
  • Горный туризм
  • Водный туризм
  • Велосипедный туризм
  • Автомото туризм
  • Спелео туризм
  • Парусный туризм
  • Конный туризм
  • Комбинированный туризм
  • Инвалидный туризм
  • ПСР
  • Детский и юношеский туризм
  • Студенческий туризм
  • Молодежный туризм
  • МФСТ
  • Форумы
  • Наши координаты
  • Квитанции оплаты
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Текущий подраздел :  Общий раздел / Люди спортивного туризма/

     
    12.01.2014

    Исполнилось 60 лет асу алтайского мототуризма  Якову Ивановичу Грефенштейну

     

     

                                  Алтайская стрела

     

    Исполнилось 60 лет моему давнему другу, асу алтайского мототуризма, Чемпиону  СССР,  Заслуженному путешественнику России  Якову Ивановичу Грефенштейну.

     

    Яков пришел в большой туризм в переломный момент развития алтайского автомототуризма. Это было 33 года назад. Послевоенное поколение: Пиндюрин Федор Степанович,  Бурец Евгений Данилович передавали свою эстафету более молодым.

     

    Тогда мы работали на котельном заводе в соседних цехах. Все обеденные перерывы  проводили в беседах и планах  о будущих путешествиях. Компания туристов подобралась крепкая: Дмитрий  Кузнецов, Владимир Мамаев,  Наталья Кондратьева, Анатолий Филатов, Александр Пономарев,  Леонид Самаркин , Марина Тюганова, Вячеслав Дворников, Виктор Гальский, Валерий Чуриков, Александр Ефремов, Елена Полуденнова, Василий Фочкин, Юрий Донских.

     

    Яша  ярко заявил о себе в барнаульском клубе автомототуристов «Горизонт». Первые «пятерочные» походы по  Алтаю, Памиру, Тянь-Шаню, Карпатам  не оставались без его участия и дали ему колоссальный опыт. И вот первая бронзовая медаль на Чемпионате СССР  1983 года за  отчаянную попытку первопрохождения из Алтая в Саяны. Это сейчас там продолжили  дороги, а в те далекие годы нам пришлась идти по «чистому листу». Нас сносило бурным течением  горных рек, мы тонули в снегах, мерзли на перевалах…  Да, мы отступили, но это дорогого стоило.

     

    На следующий год команду Алтайского края приглашают на Всероссийские соревнования в Саратов и Международный «Слет друзей Явы» во Владимир. Капитаном команды выбрали Якова. Нужно отметить, что Алтай  после 15 летнего перерыва вновь выходил на большую спортивную арену. И если б не досадная оплошность в командной полосе препятствий (нецензурное выражение в пылу борьбы) быть бы нашим ребятам первыми в РСФСР.

     

     Во Владимире конкуренция была очень жесткой - приехали   команды из Чехословакии, Прибалтики. Мы тоже  подтянули туда лучшие силы мототуристов. Сразу два (!) полноценных состава претендовали  на 5 мест в основной команде.  Мне, как тренеру команды, предстоял нелегкий выбор. И только кандидатура Якова Грефенштейна  не вызывала никаких  сомнений. В результате дебюта в «Друзьях Явы» команда завоевала право выступить в следующем, 1985  году, в Праге, в честь 40 -летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

     

    Зимой Яша перенес тяжелую операцию. На его «счастье» райком компартии не одобрил мою кандидатуру на заграничный выезд из-за давней истории  добровольного выхода из членов КПСС. Фраза: «Партийные остаются за рубежом, а ты…» прозвучала как приговор.

     

    Лучшее, что я смог сделать - назначить Якова тренером-представителем команды и проводить команду до границы с ЧССР.  В этом же году, осенью, Яша снова в строю и успешно участвует в первом Чемпионате СССР по триалу в столице Латвии  г. Риге. В то время мототуризм был на большом подъеме. От  него «отпочковались» и стали отдельными, самостоятельными видами спорта: мотоориентирование, скийоринг, триал, мотомногоборье.

     

    А спустя год, в Тольятти, Яков становится 4- кратным Чемпионом РСФСР в личном зачете и Чемпионом в командном!  Здесь мне совершенно случайно удалось услышать рассуждения двух тренеров об успешном выступлении команды Алтая и в частности Грефенштейна: «Конечно, у них дорог нет, поэтому они хорошо выступают…» Причина же  наших  успехов   конечно скрывалась не только в отсутствии дорог в Алтайском крае.  Яша очень ответственно  относился к подготовке своей «Явы», тактическим домашним заготовкам и задумкам.  Только  четверо мототуристов в Алтайском крае проходили дистанцию фигурного вождения   очень быстро и без штрафа. Это были Соболев Алексей, Солнцев Владимир, Безрученков Виктор и Грефенштейн Яков. А в упражнении «Спринт –Ле - Ман» ему  просто не было равных- безупречный, стремительный , отточенный бег и отлично отлаженный  мотор «Явы».  Его мотоцикл  неизменно занимал первые места на всех конкурсах за оснащенность  и подготовку к дальним путешествиям.  Чего стоит 14 –тысячекилометровый  марафон «Звездного ралли» через всю Среднюю Азию, Каспийское море, Кавказ, Крым, Москву, Урал  под его началом!  Уйдя из Барнаула ранней весной, удачно выступив в трех солидных стартах, они успешно вернулись домой спустя 50 дней!

     

    Параллельно ему пришлось  еще взвалить на себя  должность председателя  Совета клуба «Горизонт».

     

    В 1988 году Яков в составе сборной края принимает участие в суперсложном  горном путешествии из Казахстана на Алтай (из Рахмановских Ключей в Джазатор). Этот поход шел в зачет Чемпионата СССР и был признан самым  лучшим. Здесь Грефенштейн проявил себя настоящим лидером: шел впереди на самых сложных и опасных участках, проявлял чудеса находчивости и «живучести».

     

    Сезон 89 года ознаменовался успешным выступлением  сборной Алтая за команду РСФСР на третьем  Всесоюзном слете туристов в Свердловске.  Хочу отметить интересный факт. Чтобы выступить за сборную России,  сборной края нужно было пройти «сито отбора» в Ярославле. По объективным причинам алтайцы не смогли там принять участие  и их «за «прошлые заслуги» поставили за 6-ой  состав сборной РСФСР. Каково было наше изумление, когда представители команд Приморского края и Новосибирской области предложили  руководству Российского Совета по туризму и экскурсиям сделать перезаявку и поставить за ПЕРВЫЙ состав РСФСР сборную Алтайского края! Такой жест доброй воли могли сделать только очень сильной, стабильной и слаженной команде. И Алтай не подкачал-  просто «порвал» латышей в их коронном виде - триале, удачно  выступил в командной полосе препятствий, ралли. В итоге- бронза.  Здесь Яша в интересах команды сменил свое амплуа спортсмена - пересел с «Явы-350» на «ВАЗ 2108».  А осенью этого же года он принимает участие в уникальном мотопоходе высшей категории сложности по Памиру. Тогда нам удалось сделать связку из трех участков  шестой категории сложности, которые  сборная Узбекистана и Алтая впервые прошла  на мотоциклах. Таких анналов еще не было в мототуризме! …Подошли мы к реке Бартанг. Впереди на десятки километров узкое непроходимое ущелье. Как на грех заболел Андрей Смородин (г. Бийск). Ясно понималось, что он не в состоянии идти   на этот сложнейший участок: по каменным осыпям, по оврингам (вырубленным в скалах тропах), по ослиным тропинкам. После двухдневного обдумывания тактики дальнейшего движения, я поручаю Якову возглавить минигруппу в составе: Евгений  Сибиркин (г. Калуга) и Евгений Диденко  (г. Зарафшан) и пройти Бартанг. Три дня они бились, но прошли этот коварный      участок. А мы, сделав 800- километровый крюк через Хорог, через Памирский тракт, на четвертый день встретили своих героев!

     

    В 1995 году, во время  первого (после развала СССР) чемпионата России по мототуризму «Алтайская кругосветка» Яша ломает ключицу  и не принимает участие в финальной части соревнований. Но скоро он снова «на  коне» - принимает участие в серии суперсложных походов в рамках  марафона «Сибирь-Трофи», вершиной которых является первопрохождение категорийного  перевала Шапшал на одноименном хребте, связывающего Алтай и Саяны.

     

    После организации юношеского отделения «Горизонт» при  краевом центре детско-юношеского туризма и краеведения Яков  активно помогает проводить мотопробеги, краевые слеты и соревнования, возрождать забытый зимний вид соревнований мототуристов – скийоринг. После выхода на заслуженный отдых, не смотря на пошатнувшееся здоровье, продолжает заниматься общественной деятельностью, являясь членом краевой и зональной маршрутно-квалификационной комиссии, передает свой богатый туристский опыт молодежи.

     

    Здоровья тебе и ясных помыслов дорогой Яков Иванович!

     

    Пантыкин Виктор - вице- президент федерации спортивного туризма Алтайского края,  Мастер спорта СССР, Заслуженный путешественник России,  Почетный работник министерства образования и науки РФ, трехкратный Чемпион Советского Союза, тренер сборной края и РСФСР.  


    Тел. 8-906-960-41-75

       


    Написать администратору
    webmaster@tssr.ru
    Rambler's Top100