Парусный раздел ЕВСКТМ 2005-8
2.5. Парусный туризм
В парусном туризме классифицируются маршруты, проходимые по внутренним водным путям и в прибрежных водах морей и океанов на парусных судах, конструкция и размерения которых обеспечивают возможность спуска судна на воду с необорудованного берега и подъёма на берег из воды силами экипажа.
2.5.1. Категория сложности похода определяется исходя из определяющих факторов (ОФ) маршрута:
? района плавания;
? условий плавания, характерных для периода похода (силы и направления господствующих ветров, волнения, температуры воды и воздуха);
? характера маршрута с учетом удаления от берега и интенсивности движения (длины переходов);
? протяженности маршрута;
? других особенностей (характер берегов, течения, наличие пресной воды; населенность района, интенсивность судоходства, сложность навигации и т.д.).
2.5.2. Классификация районов плавания для целей парусного туризма опирается в соответствующей части на системы, принятые Речным регистром и ГИМС.
Район Р (Речной) отвечает разрядам Л и Р Речного регистра. Характерные водоемы: Волга от верховьев до Камского Устья, включая Иваньковское, Угличское и Горьковское вдхр., Кама до Чистополя; Краснодарское вдхр., озера Селигер, Белое, Псковское.
Район О (Озерный) отвечает разряду О Речного регистра. Характерные водоемы: Выгозеро, вдхр. Волгоградское, Камское, Куйбышевское, Новосибирское, Рыбинское (кроме сев. части), Цимлянское, низовья Дона, Амур от Николаевска-на-Амуре, а так же заливы и шхерные районы крупных холодноводных озер: Ладожского, Онежского, Байкала.
Pайон М (Морской) отвечает разряду М Речного регистра. Прибрежные воды, заливы и шхеры морей: Азовского, Белого, Балтийского, Каспийского и Черного, а так же открытые участки крупных холодноводных озер: Байкала, Ладожского, Онежского.
Район ОМ (Открытый морской). Прибрежные и открытые воды океанов и непосредственно связанных с ними морей с интенсивными приливно-отливными течениями, например, Баренцево и другие моря Северного Ледовитого океана, Горло и Северная часть Белого моря, Охотское и Японское моря, Татарский пролив (кроме сев. части), а также открытые воды морей района М.
2.5.3. При разработке классификационных и оценке заявляемых маршрутов применяются ориентировочные показатели их сложности, приведенные в таблице 5. Однако, категория похода должна определяться МКК с учетом всех факторов, указанных в п. 2.5.1.
2.5.4. В случае, если сложность похода по разным показателям оценивается разными категориям, поход квалифицируется низшей из таких категорий с элементами высшей категории. При этом к участникам похода, судам и снаряжению предъявляются требования, соответствующие высшей категории.
Таблица 5
¦ |
Показатель |
Категории сложности походов | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
I | II | III | IV | V | VI | ||
1 |
Район плавания |
P |
Р-О |
О-М |
М |
М-ОМ |
ОМ |
2 |
Зачетная длина маршрута не менее, км |
150 |
250 |
300 |
400 |
500 |
700 |
3 |
Средний переход не менее, км |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
50 |
4 |
Ограничение на максимальное удаление от берега, км |
3 |
10 |
15 |
25 |
50 |
> 50 |
2.5.5. Фактическая длина маршрута определяется по линии движения без учета галсов на лавировках (по генеральным курсам).
2.5.6. В зачетную длину маршрута не включается расстояние, пройденное, в соответствии с представленным отчетом, на моторе или на буксире за другим судном. При движении по рекам зачетная длина маршрута корректируется в соответствии со скоростью попутного или встречного течения.
2.5.7. Для расчета средней длины перехода под переходом понимается движение группы от одного места стоянки с ночлегом до другого.
2.5.8. Требования к минимальной протяженности (зачетной длине) категорийных маршрутов, указанные в таблице 5, применяются для туристских парусных судов длиной 5?6 м. Минимальная протяженность категорийного похода для парусных судов меньшей длины или имеющих низкие ходовые качества (надувных лодок и т.п.), может быть сокращена, а для крупных быстроходных судов увеличена по усмотрению МКК, как правило не более чем на 25%.
Поход меньшей протяженности по запасному варианту маршрута может быть зачтен на заявленную категорию по решению МКК в случае особо неблагоприятных условий (постоянные сильные встречные ветры, вынужденные задержки из-за частых штормов).