Федерация спортивного туризма России
 

Западный Кавказ

КАВКАЗ

Кавказ - горная страна между Черным и Каспийским морями. Наиболее высокая, осевая часть горной системы, расположенной в пределах России, Азербайджана и Грузии и протянувшейся на 1100 км в направлении северо-запад - юго-восток, носит название Большого Кавказа.

В туризме Большой Кавказ делится на три части: Западный Кавказ (от г.Фишт до Эльбруса), Центральный (от Эльбруса до Казбека) и Восточный (восточнее Казбека).

Климат Большого Кавказа определяется его южным расположением, близостью Черного и Средиземного морей, а также значительной высотой горных хребтов. Большой Кавказ является барьером на пути движения масс влажного теплого воздуха с запада. Больше осадков приходится на южные склоны, максимальное количество - в западной части. Северный склон Большого Кавказа в целом суше южного.

Основное транспортное средство региона - автомобиль. К большинству селений проложены качественные дороги с твердым покрытием, на альпийские пастбища ведут грунтовые дороги, в местах лесоповала, геологических разведок - тракторные колеи. Действующих автодорог, пересекающих ГКХ, в высокогорной части только три: Военно-Грузинская дорога (через Крестовый перевал - 2388 м), связывающая Владикавказ и Тбилиси; под Рокским перевалом пробит протяженный тоннель, по которому проложено современное шоссе; Военно-Осетинская дорога (через Мамисонский перевал - 2819 м), доступная только в теплое время года.

Удобное географическое положение, близость крупнейших городов, густая населенность предгорий делают Большой Кавказ наиболее посещаемым туристами горным районом, позволяющим совершать походы любой сложности. Имеется также развитая инфраструктура турбаз и альплагерей, позволяющая проводить любые спортивные мероприятия - спортивные и учебные сборы, соревнования, слеты, и т. п. Разнообразие ландшафтов и обилие памятников истории и культуры придают особую привлекательность походам по Большому Кавказу.

В горах Большого Кавказа проходят государственные границы. Для путешествия в пограничных зонах требуется разрешение соответствующих властей. Ряд районов затронуты вооруженными конфликтами и их последствиями. Юридическая нерешенность процедур туристических мероприятий в пограничной области между РФ и Закавказьем делают переходы через ГКХ и на территории Азербайджана, Грузии и Абхазии во-первых, наказуемыми со стороны погранвойск РФ и Закавказья, во-вторых, опасными в связи с распространившимся в последние годы бандитизмом в районе ГКХ и военными действиями в Чечне. Отдельные тропы и перевалы Западного и Восточного Кавказа в настоящее время заминированы. Категории перевалов в этих местах указаны в надежде на стабилизацию условий на Кавказе, способствующую туризму в этих краях.

ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ

В альпинизме и туризме к Западному Кавказу относят часть Кавказа от горы Фишт до Эльбруса с высокогорным, несущим оледенение участком Главного Кавказского хребта.


Орографическая схема Западного Кавказа

Стержень горной системы Западного Кавказа составляет Главный Кавказский хребет (ГКХ). Цепь массивов в многочисленных северных отрогах ГКХ, примерно в 20 км от него, называют Передовым (Боковым) хребтом. Еще севернее, параллельно ГКХ, тянется Скалистый хребет. К югу от ГКХ выделяют Кодорский, Абхазский (Чхалтский), Бзыбский, Гагрский хребты.

Западный Кавказ в значительной части представляет собой лесистое среднегорье. Линия ГКХ в середине его протяжения достигает границы леса (2000-2200 м над уровнем моря), около горы Чугуш (3240 м) выходит за 3000 м, а высшей точки достигает в восточной части (гора Домбай-Ельген - 4046 м). Характерной особенностью Западного Кавказа является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками и башнями вершин, покрытых снегом. Многие ледники здесь опускаются почти до границы леса. В выработанных древними ледниками каменных чашах множество прозрачных синих и зеленых озер в оправе альпийских лугов, скал и осыпей.

Особенность климата - высокая влажность.

Западный Кавказ - старейший и хорошо освоенный район горного туризма. Технически сложные участки с перевалами до 3А в основном сосредоточены в районе Аксаут-Домбай. Район наиболее предпочтителен для походов 1-3 к. с., но есть возможность построить интересные маршруты 4-5 категории.

Подъезды короткие. Почти по всем ущельям проложены автомобильные дороги, до ряда пунктов имеется автобусное сообщение (из Минеральных Вод, Черкесска, Карачаевска, Зеленчукской, Сухуми, Гудауты, Адлера). В верховья долин и на пастбища по хребтам есть тропы.

В горах Западного Кавказа много памятников истории, представляющих интерес для туристов: стоянки каменного века, на лугах многочисленные следы древнего пастушества - остатки кошей, загонов, тропы; вдоль старинных торговых путей протянулись цепочки развалин средневековых крепостей и храмов, главным образом аланского времени и периода расцвета Апсилии, ряд мест связан с событиями Кавказской войны (XIX в.), пребыванием на Кавказе выдающихся деятелей культуры. Перевалы Главного хребта хранят свидетельства о боях Великой Отечественной войны.

В горах Зап. Кавказа установлена государственная граница, устроены пограничные заставы. Для передвижения в погранзонах необходимы пропуска. После грузино-абхазской войны сохраняется минная опасность в осевой зоне Главного хребта, в горах Абхазии. Были случаи бандитизма у перевалов на границе.

Внимание! Чтобы избежать путаницы из-за попадания одного и того же района и в Перечень перевалов высокогорных районов и в Перечень перевалов среднегорья, все перевалы, находящиеся западнее р.Большая Лаба, в новой редакции перенесены в соответствующий раздел Перечня перевалов среднегорья (см. здесь)

 

   

Международная федерация спортивного туризма Министерство спорта РФ Комитет неолимпийских видов спорта РФ novatour kant sportmarafonvento CAMP Russia